Версия для слабовидящих Обычная версия сайта

Об ошибках родителей

В желании дать своим детям самое лучше, научить их, развить их способности, случается, родители допускают ошибки. Какие это ошибки и как их избежать, читайте в статье Елизаветы Сергеевны Завалейковой, учителя-логопеда высшей кв.категории, Почетного работника воспитания и просвещения Российской Федерации.

Если родители замечают у ребёнка отставание в развитии: «не начинает к 1 году ходить», «не говорит», «очень подвижный, невозможно усадить позаниматься», они обращаются к специалистам медицинского и педагогического профиля. Это правильно. Вовремя проведённое обследование, приём медикаментозных препаратов, а главное, своевременно начатые специальные занятия помогут ребёнку успешно развиваться.

Нередки случаи, когда родители полагают, что без особых усилий с их стороны ребёнок «разовьётся». Они понимают отставание в развитии как некое проходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребёнка. «Ничего, придёт время – догонит. Я сам плохо в детстве говорил, исправился».

И всё же, даже если родители правильно оценивают значение воспитательных и обучающих мер воздействия, они часто допускают промахи. Бывает, что неправильные действия взрослых вызывают у детей негативную реакцию, капризы. Например, не зная закономерностей развития детской речи, родители настойчиво требуют от малыша, чтобы он произносил слова «чётко», заставляют его повторять одно и то же слово по нескольку раз, по слогам, показывают при этом буквы, учат запоминать их, вызывая тем самым стойкий речевой негативизм. Убедить родителей в том, что основным показателем развития детской речи является умение строить предложения сначала из двух, затем трёх-четырёх слов и более, бывает порой трудно.

Немногие родители обращают внимание на то, что дети переставляют в словах звуки, слоги, неверно оформляют окончания слов (приехал автобуса – на автобусе, много куклов – кукол, лежат на корзине – в корзине и др.). Такие нарушения речи называются аграмматизмом. Именно они тормозят речевое и умственное развитие ребёнка, т.к. мешают понимать тонкости речи окружающих, смысл сказок, стихов, рассказов. Не единичны случаи, когда логопедическое обследование выявляет у ребёнка значительное отставание в развитии понимания речи, в то время как его родители считают, что «он всё понимает, только не говорит».

Особо следует сказать о желании родителей учить ребёнка чтению. Нередки случаи, когда взрослый своими, как ему кажется, «правильными методами» приучает ребёнка читать по буквам, от которого очень трудно перейти к по-слоговому чтению: «Это буква эМ, это буква А, получится МА». В результате такой ученик длительное время не может правильно читать и отстаёт от сверстников, перешедших к плавному беглому чтению.

Необходимо сказать и о неумеренном чтении книг или разучивании стихов, когда объём и содержание текста идёт вразрез (если не сказать – во вред) с возрастом ребёнка, его умственным и речевым развитием. Слушающий ребёнок не понимает значения многих слов, не улавливает смысл прочитанного. Родителям кажется, что ребёнок с удовольствием слушает, но на самом деле удовольствие доставляет близость взрослого, его голос, ритмизированный текст, если это стихи. Это непонятное чтение вызывает нежелание слушать, ребёнок отвлекается, перебивает родителей вопросами, не относящимися к тексту. А родители говорят, что ребёнок не любит, когда ему читают.

Поэтому родителям отстающего в развитии ребёнка лучше обратиться за квалифицированной консультацией и специалисты помогут в грамотном построении занятий, в подборе содержания занятий, чтобы они проходили с пользой для ребёнка, развивали его в умственном и речевом плане.

Записаться на консультацию к учителю-логопеду можно в МБУ Центр «Леда» по телефону 28-64-75.

Регистратура

Оставьте онлайн-заявку на посещение
центра

Записаться

Вконтакте

Подпишитесь на новости и общайтесь друг с другом

Вступить в группу

Интерактив

Оцените качество работы Центра, заполнив анкету

Приступить