Версия для слабовидящих Обычная версия сайта

ДЛЯ ПАП И МАМ О ДЕТСКОЙ РЕЧИ

( от 0 до 3-х лет )

учитель-логопед территориальной ПМПК, Завалейкова Е.С.

                                                   г. Архангельск

  Давайте подумаем, много ли внимания мы уделяем развитию речи ребенка, да и нужно ли это? На первый взгляд может показаться, что находящийся среди говорящих взрослых ребенок способен самостоятельно овладеть всеми сложностями родного языка. Ребенок после 2-3 лет «заговорил» и можно успокоиться, считая, что все в порядке и вполне достаточно исправлять его явные речевые ошибки. Русский писатель, лингвист К.И. Чуковский в своей книге  «От двух до пяти» так писал: «Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться  возможно внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, все же оно кажется мне одним из величайших чудес детской психической жизни» [1].  Но тут возникает ряд вопросов: если дети могут самостоятельно овладеть родным языком, почему же речь взрослых людей так различна; почему одни люди с трудом могут выразить свои мысли, а других мы слушаем с большим вниманием, речь их четка, последовательна, эмоциональна? Поэтому, даже когда ребенок начал говорить, нельзя надеяться, что дальше он сам овладеет всем речевым богатством. Необходима постоянная специальная работа по развитию речи, чтобы малыш мог оценить и использовать всю сокровищницу родного языка.

Роль хорошо развитой речи в жизни ребенка трудно переоценить. Педагоги, психологи знают, что дети, по каким-либо причинам не получившие в раннем и дошкольном возрасте должного речевого развития, испытывают большие трудности в усвоении школьных знаний: им требуется больше времени, чтобы научиться читать и писать. Некоторые дети производят впечатление «отстающих» в развитии,  они с огромными трудностями наверстывают упущенное, долго отстают от своих сверстников не только по развитию речи, но и по развитию мышления, эмоций, чувств. Поэтому задача родителей – постоянно обращать внимание на речевое развитие своего малыша, начиная с самого раннего возраста [5].

Развитие понимания ребенком речи окружающих значительно опережает развитие его собственной речи. Самые первые проявления понимания выражаются в реагировании ребенка на человеческий голос. Так, в конце второй недели жизни он перестает плакать, когда с ним начинают разговаривать. К концу первого месяца на него успокаивающим образом действует колыбельная песня. Затем он начинает поворачивать головку в сторону говорящего и вообще «обращать внимание» на речь.

Сначала малыш улавливает лишь общий эмоциональный смысл высказывания, совершено не понимая при этом значения самих слов. Так, если маленькому ребенку ласковым тоном говорить неприятные вещи, то он будет радостно улыбаться, а при сказанных сердито даже самых добрых словах расплачется.

У 7-8-месячных детей начинают появляться адекватные реакции на отдельные небольшие фразы, сопровождаемые соответствующей мимикой и жестами (типа «дай ручку», «помаши ручкой» и т.п.) Около 9-10 месяцев ребенок начинает понимать значение отдельных слов и поворачивать голову в направлении называемого предмета (например: «Где папа?», «Где часики?» и т.п.). Но это пока еще так называемое ситуативное понимание речи, доступное ребенку лишь в определенной ситуации (одна и та же комната и знакомые люди). В других условиях эти же самые вопросы останутся непонятными. И лишь значительно позднее понимание речи осуществляется на основе учета ребенком значения каждого отдельного слова и улавливания грамматической связи между словами.

Задержка в развитии понимания речи ребенком является достаточно тревожным сигналом, который может свидетельствовать об отставании в познавательном развитии, о снижении слуха, о наличии речевых расстройств. Но так или иначе, здесь важно знать, что понимание речи всегда предшествует «говорению» и что задержка в понимании речи неизбежно приведет и к задержке в развитии собственной речи ребенка. Он просто не сможет самостоятельно употреблять в речи те слова, значение которых ему не понятно [2].

  Одной из важнейших функций речи является функция общения. Именно в общении со взрослым и зарождается речь ребенка. Первые проявления более или менее осмысленного общения, элементарные попытки ребенка взаимодействовать со взрослым с помощью речи – это «комплекс оживления», который складывается к 2-3 месяцам. Взрослый, наклоняясь над ребенком, начинает с ним разговаривать, и малыш реагирует на это улыбкой, движениями и первыми звуками. Это специфические голосовые реакции – гуление. К ним относятся звуки кряхтения; неопределенно артикулируемые звуки, напоминающие гласные (а, э), губные (п, б) и заднеязычные (х, к, г). Периоды гуления бывают особенно длительными в моменты эмоционального общения  со взрослым [4]. В этот же период малыш прислушивается к окружающим звукам; мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие - плач. Начинает появляться и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, а к 4-м месяцам смех становится продолжительным [3].  В норме ребенок овладевает родным языком на основе звучащей и слышимой им речи.

 Разговаривать с ребенком нужно с самого его рождения в моменты бодрствования. Для того чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сытым, сухим и теплым, а главное - чтобы он имел эмоциональное общение со взрослыми. На фоне радостного оживления все голосовые реакции становятся выразительными и стойкими: дети «разговаривают» с разнообразными интонациями и на протяжении длительного времени 10, 15 минут подряд. Во время подобной игры с ребенком очень важно создать такие условия, чтобы он слышал и себя, и взрослого [3].

Уже с 3-4 месяцев можно проводить специальные занятия по несколько минут. На таких занятиях взрослый дает образец произнесения отдельных звуков и слогов. Между 4-м и 5-м месяцами начинается следующий этап предречевого развития ребенка – лепет. Взрослый, привлекая внимание ребенка, произносит ряд одинаковых слогов: « Ма-ма-ма-ма…», затем делает небольшую паузу для того, чтобы ребенок мог самостоятельно воспроизвести эти слоги, затем снова проговаривает эти слоги и опять дает возможность малышу   повторить их. И так несколько раз. Такими «разговорами» взрослый вызывает у ребенка радостные чувства, стремление подражать. На этом же этапе ребенок подолгу может повторять один и тот же открытый слог (ва-ва-ва.., га-га-га…), при этом сосредоточенно слушая себя. Таким образом, голосовой поток, характерный для гуления, распадается на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования, основа будущей речи [4].  

 Предречевые реакции будут плохо развиваться тогда, когда с ребенком занимаются, но он не может слышать себя и взрослого. Так, если в комнате звучит громкая музыка, разговаривают между собой люди или шумят другие дети, ребенок очень скоро умолкает. Все голосовые реакции малыша, постоянно находящегося в шумной обстановке, развиваются с большим запозданием и очень бедны по количеству звуков, которые он научается артикулировать. Это обстоятельство особенно нужно иметь в виду тем родителям, которые считают, что ребенка с раннего возраста нужно приучать к шуму, иначе, дескать, он избалуется и будет потом требовать каких-то особых условий [3].

   Ко 2-му полугодию ребенок может уже хорошо произносить простые слоги (па, ма, да, ба,та, на) и более сложные звукосочетания. В это время начинает развиваться умение соотносить звуковой образ слова с предметом, поэтому следует давать ребенку названия отдельных предметов и действий. Можно поиграть с ребенком в «прятки», убирая на его глазах игрушку и спрашивая: «Где мячик? Где киса? Где ляля?» и др. Такие игры направляют внимание ребенка на название предмета. Вызывают интерес к нему и желание самому назвать игрушку.

   В 9 месяцев ребенок находит несколько знакомых предметов в пространстве, используя при этом указательный жест (всей рукой или пальчиком). Речь взрослого начинает регулировать действия ребенка; он понимает и начинает выполнять по просьбе взрослого действия: «Покажи» -  протягивает руку, чтобы показать, что он держит в руке; «Дай» - протягивает и отдает предмет, который держит в руке; «Пока-пока, до свиданья» - машет рукой; «Дай ручку» - протягивает вам свою руку и др. Таким образом, понимание слышимых слов устанавливается задолго до того, как ребенок научится их произносить.

Весьма существенны мышечные ощущения, получаемые ребенком при умывании, купании, кормлении. В пережевывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и в произношении звуков. Поэтому, если малыш долго получает протертую пищу и соответствующие мышцы не тренируются, развитие у него четкого произношения звуков речи задерживается. Очень часто ребенок, который постоянно питается котлетками из рубленого мяса, овощными пюре, протертыми яблоками и т. д., не только в раннем детстве имеет вялую артикуляцию звуков, но сохраняет ее и впоследствии [3].

 Разговаривать с малышом нужно не только в специальных играх, но и во всех режимных моментах: при умывании, одевании-раздевании, принятии пищи, укладывании спать и т.д. Так, например, купая малыша в ванне, мама приговаривает: «Сейчас помоем ручки, где у Вани ручки? Вот у Вани ручки, ручки будут чистые» и т.д. Постепенно отношение к слову становится осмысленным, и уже к концу 1-го года жизни ребенок понимает названия многих игрушек, одежды, мебели, движений, имена знакомых взрослых и детей, части тела и др.

Важное значение для развития речи в раннем возрасте имеет появление у малыша желания подражать словам. И в возрасте около 1 года ребенок начинает произносить первые слова: мама, папа, баба, дя-дя, на, бах, дай, ням-ням и др. Затем постепенно начинается усвоение «новых слов», которые ребенок может произносить неверно, например, «абик»-кораблик, «се»- все, «титя» - птица, киса, «пупи» - кубик, «тета»-конфета, «ада»- коза и др.  Обычно к 1,5 годам в активной речи у ребенка может быть до 18-20 слов, у некоторых детей 50-70. Основная масса из них – существительные: названия игрушек, предметов ближайшего окружения, имена, реже глаголы, прилагательные, местоимения, наречия. Количество слов, которыми пользуется ребенок, концу второго года колеблется от 100 до 300. Сосуществование слов как правильно, так и неправильно произносимых – основная закономерность начальных этапов становления речи у детей [5].

Однако до 3 лет речь ребенка, родители которого не уделяют должного внимания речевому развитию, часто бывает понятна только тем взрослым, которые постоянно с ним находятся. Нередко дети могут понимать много обращенных к ним слов, а в собственной речи использовать только 10-15 самых необходимых, достраивая общение мимикой и жестами. Иногда это связано с условиями воспитания. У такого ребенка, которому достаточно сказать одно только слово «дай» и указать пальцем на желанный предмет, чтобы взрослый немедленно выполнил его просьбу, возможна задержка речевого развития. Поэтому родителям необходимо знать, что развитие речи их ребенка будет идти интенсивно только в том случае, если для этого будут созданы условия, стимулирующие это развитие. Так малыш показывает на полку с игрушками, говорит «дай» и вы понимаете, что ему нужно, но попробуйте дать не ту игрушку. Создается ситуация искусственного непонимания ребенка взрослым: «Я не понимаю. Скажи, что тебе нужно: мячик, машинку, кубики?». И когда ребенок скажет: «Дай сина (машину)», обязательно похвалите его, потому что он сказал предложение. Развитие у ребенка способности использовать имеющиеся в его лексиконе слова в пока еще короткие предложения является хорошим показателем дальнейшего развития детской речи. Малыш вполне уже может сказать: «Дай пить», а не просто показать на рот; или: «Дем гуять» (идем гулять), вместо того чтобы тянуть вас за руку. С 1,5 лет ребенок все чаще начинает пользоваться предложениями из 2-3 слов, а к 2-м годам появляется фраза из 2-3 слов, но слова в ней еще не связаны грамматически.

Для детей третьего года жизни речь становится основным способом познания окружающего мира, формирования мышления. Ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь, содержание небольших по объему сказок, потешек, стишков, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному.  При пересказе многократно прочитанного текста дети могут договаривать отдельные слова или несколько слов, например, «Колобок, колобок, я тебя съем!», «Кто, кто в теремочке живет?».

  Словарный запас к концу 3-го года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза, ребенок начинает пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими величину предметов, их цвет, форму, качество. Малыш понимает вопросы: зачем, куда, где. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами: «Что это?», «Почему?».

  Показателем правильного речевого развития детей 2,5-3 лет является способность строить развернутую фразу из 3-4 и более слов и употреблять эти слова по законам грамматики. С момента появления у ребенка возможности изменять слова по числам, лицам, падежам и правильно строить предложения происходит качественный скачок в развитии речи [5].

                                                  Литература:

1. От двух до пяти, К.И. Чуковский 1928

2. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М.: ООО -«Издательство АСТ»,2002.)

3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Н.С Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Москва «Просвещение» 1990;

4. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. С.А.Игнатьева, Ю.А Блинков Москва  ВЛАДОС 2004

5. Если ваш ребенок отстает в развитии. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Москва «Медицина» 1993

 

 

        

       

 

 

 

 

 

Регистратура

Оставьте онлайн-заявку на посещение
центра

Записаться

Вконтакте

Подпишитесь на новости и общайтесь друг с другом

Вступить в группу

Интерактив

Оцените качество работы Центра, заполнив анкету

Приступить