Версия для слабовидящих Обычная версия сайта

Экспресс-диагностика речевого развития детей дошкольного возраста в условиях территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

Е.С. Завалейкова, О.С. Поликина

Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия муниципального образования «Город Архангельск» муниципального бюджетного учреждения «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда», г. Архангельск

 

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос экспресс-диагностики речевого развития детей дошкольного возраста в условиях территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Перечислены авторы методических рекомендаций, методик и технологий логопедического обследования. Выделены требования к дидактическому материалу, к созданию комфортной для ребёнка обстановки во время обследования, описаны методы и приёмы логопедического обследования. Особое внимание уделено последовательности речевого обследования  детей, обозначены диагностируемые компоненты речевой системы.

Ключевые слова: психолого-медико-педагогическая комиссия, экспресс-диагностика, компоненты речевой системы, дидактический материал, общее недоразвитие речи.

Актуальность данной темы заключается в том, что обследование речевого развития детей дошкольного возраста в условиях территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) должно быть разносторонним, полным, качественным, при этом в достаточно ограниченный промежуток времени.

Методики и технологии обследования речевого развития детей дошкольного возраста предлагают Г.А. Волкова, О.Е. Грибова,                         С.Д. Забрамная, И.Д. Коненкова, и др. Существуют различные методические рекомендации к диагностике нарушений речи у детей [1;2], в помощь учителям-логопедам выпущены логопедические альбомы обследования Г.А. Волковой, О.Б. Иншаковой, В.В Коноваленко, И.Д. Коненковой и др.

При анализе речевых нарушений у детей дошкольного возраста специалисты ПМПК рассматривают речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обуславливают друг друга [3]. Необходимо уметь выявить характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь проанализировать, какие компоненты речевой системы они затрагивают [4].

В качестве дидактического материала могут быть использованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вербальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги, альбомы и проч. [5].

Необходимо подбирать материал таким образом, чтобы в рамках одного диагностического теста можно было обследовать несколько классов или категорий языковых единиц (например, грамматический строй и словарный запас, звукопроизношение и слоговую структуру слова).

Обследование речевого развития ребёнка специалистами  базируется на установлении запроса родителей и сборе амнестических данных. Затем идёт установление контакта с ребёнком, в результате чего учитель-логопед выясняет для себя некоторые особенности коммуникативного поведения, характерные для обследуемого ребёнка, и вносит уточнения в тактику обследования и набор дидактического материала [5].

Обследованию ребёнка в условиях ПМПК необходимо придать непринуждённую форму. Игровой характер предъявления заданий исключает страх, напряжение и позволяет выполнять необходимую деятельность по обследованию речи.. Начинать надо с тех заданий, которые заведомо посильны ребёнку. Он должен с самого начала почувствовать ситуацию успеха. После этого переходить к заданиям более сложным, соответствующим возрасту и учебной программе.

В ходе беседы с ребёнком специалист определяет уровень речевого развития, на основании чего строится дальнейшее обследование. Если ребёнок имеет ЗРР или ОНР I уровня, то логично начать диагностику на невербальном уровне, предъявляя дидактический материал для обследования лексико-грамматической стороны речи: предметный и глагольный словарь, словарь признаков, понимание падежей, простых предлогов, рода, числа и т.д. Можно обследовать слуховое внимание, используя парные картинки слов, близких по звучанию (мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза)[6]. Затем выявляются вербальные возможности ребёнка: способность обозначать слова звуковыми комплексами, звукоподражаниями и аморфными словами.

Если ребёнок имеет высокую речевую активность, у него присутствует фразовая речь, искажённая в фонетическом и грамматическом отношении[7], то для обследования всех компонентов языка активно предлагаются задания на вербальном уровне. Ускорить данный процесс позволит, например, беседа по сюжетной картине, где с помощью наводящих вопросов мы определяем, какими типами предложений пользуется ребёнок, наличие аграмматизмов в речи, соответствует ли возрасту словарный запас, отмечаем сохранность звуконаполняемости и слоговой структуры слов, трудности произношения отдельных звуков. Дополнительно обследуется фонематическое восприятие на словах-парах, слоговых рядах и во фразовой речи. Фиксируем наличие или отсутствие жестов.

Для дифференциации ОНР III и IV уровней можно предложить ребёнку серию сюжетных картинок. Составление рассказа самостоятельно или с помощью наводящих вопросов позволяет выявить лексико-грамматические и фонетические  отклонения. Отмечается неточное знание и употребление слов, возможные ошибки в согласовании и управлении слов, звуконаполняемость и нарушения слоговой структуры слов, отсутствие или наличие в речи сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Для уточнения остаточных проявлений лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи, ребёнку предлагается дополнительный иллюстративный материал, который позволяет максимально в рамках одного пособия обследовать, например, грамматический строй речи (согласование в роде, числе, падеже; согласование числительных с существительными, использование простых и сложных предлогов), слоговую структуру слов (подборка картинок по уровням А.К.Марковой), или звукопроизношение (подборка картинок на разные группы звуков).

Таким образом, в результате комплексного всестороннего обследования речи логопед формирует своё логопедическое заключение, которое ложится в основу коллегиального решения ПМПК, и даёт рекомендации по определению дальнейшего образовательного маршрута.

Список литературы:

1.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

2.Кузнецова О.О. Экспресс-диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. // Логопед. 2005. №5.

3.Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

4. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. -  М., «Просвещение», 1967.

5.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.

6.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998.

7. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева, Е.В. Шипилова, О.В. Филиппова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

 

Регистрация

Оставьте онлайн-заявку на посещение
центра

Записаться

Вконтакте

Подпишитесь на новости и общайтесь друг с другом

Вступить в группу

Интерактив

Оцените качество работы Центра, заполнив анкету

Приступить