Версия для слабовидящих Обычная версия сайта

Родителям о школьных трудностях

Глупый человек во всём винит других,

                                                                   умный во всём винит себя,

                                                                   и только мудрец ни в чём никого не винит.

(восточная мудрость)

     Ваш ребёнок пошёл в 1 класс. Торжественная линейка, музыка, цветы, красивые учителя и дети, все улыбаются – праздник. Но праздник заканчивается, наступают будни,  и ребёнок начинает учиться. Кто-то ходит в школу с желанием, у него всё получается, его хвалят, он легко преодолевает возникшие трудности. Но некоторые дети начинают испытывать трудности с самого начала, доставляя немало хлопот  учителю и родителям.  Из-за нарастающего недовольства учителя и родителей, воспринимающими неудачи в учёбе как лень, нежелание учиться, у ребёнка формируется чувство неудовлетворённости, неуверенности в себе, своих силах. Вместо реальной помощи и поддержки взрослые отталкивают ребёнка: он остаётся один на один со своей бедой. Отсюда – конфликты, обиды («Мы для тебя всё – а ты так плохо учишься…» и т.д.).

     Часто взрослые не задумываются над тем, что учёба в школе – серьёзный труд, который требует значительного эмоционального и физического напряжения. Но если с первых дней обучения  дома и в школе взрослые будут внимательны к ребёнку, если сумеют правильно оценить причину появления проблем, если будут думать не о том, «как заставить», а о том «как помочь», то многих трудностей в дальнейшем можно избежать.

     Детские психологи предлагают форму общения с детьми, основанную на уважении друг к другу. Важно научиться любить не успехи и достижения ребёнка, а самого ребёнка, понимать его переживания, увидеть причину его трудностей и знать, как и чем можно помочь.

     Как снять страх ребёнка перед возникающими и непреодолимыми (на его взгляд) трудностями, как научить работать, не боясь неудач? Однозначного ответа на эти сложные вопросы нет. И всё же можно выделить несколько основных правил.

     1.Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, подчёркивая неудачи или удачи, успехи других детей. Оценивание ребёнка взрослым (особенно учителем) оказывает серьёзное влияние на самоощущение и самооценку. От этой оценки во многом зависит отношение к ребёнку одноклассников и взрослых. Ребёнок ощущает вокруг себя неприязнь, негативное отношение к себе, ему становится неуютно, одиноко.

     Если есть хоть малейший прогресс, похвалите ребёнка за старание: похвала, одобрение дают уверенность ребёнку.

     2.Не встречайте ребёнка вопросом «И что ты сегодня получил?». В этом вопросе кроется и тревога, и огорчение, и осуждение. Школьник чувствует себя виноватым. Многих родителей первоклассников волнует и даже возмущает  равнодушное отношение к оценке (в настоящее время в 1 классе существует, так называемая, безоценочная система, но некоторые учителя   делают запись: «молодец; порадовал; постарался; можешь лучше; не постарался» и др.). И родители, в свою очередь, всеми способами стараются заставить детей переживать, если видят, что учитель написал ребёнку в тетрадь «не постарался; плохо», а потом удивляются, от чего неврозы, плохое поведение.

     3.Многие родители думают, что преодолеть  «школьные трудности» можно, если больше заниматься. Они заставляют ребёнка выполнять задания сначала в черновике, а проверив наличие ошибок, переписывать в тетрадь. Но делать этого как раз не стоит.

     Во-первых, ребёнок самостоятельно, без помощи взрослых, пока работать не может. Но родители днём на работе, и для занятий остаются вечерние часы, когда работоспособность у ребёнка снижена и быстро нарастает утомление. Такие занятия зачастую кончаются слезами, раздражением, эффективность их крайне низка.

     Во-вторых, не надо стоять  «над душой» ребёнка, следить за каждым его движением, дёргать, отвлекать замечаниями. Нужно просто помочь ему разобраться в том, что непонятно, сложно, а дальше предоставить возможность работать самостоятельно, т.е. научить не бояться неудач и ошибок.

     4.Не лишайте ребёнка любимых дел из-за неудач в школе. Занятия в кружках, секциях дают ему возможность реализовать себя в чём-то другом, доказать и себе, и окружающим, что есть дело, которое он может сделать хорошо. А если такого дела нет, то надо обязательно его найти. Давление на ребёнка в виде ограничений и запретов  не дадут желаемого результата, а наоборот, могут вызвать реакцию протеста в форме слёз, грубости, и даже угроз.

     5.Найдите причину трудностей, не скрывайте её от ребёнка, объясните, почему что-то пока не получается и что нужно делать, чтобы исправить положение, пообещайте свою поддержку. При этом подчеркните, что ваше отношение к ребёнку не зависит от его неудач.

    Уважаемые взрослые, прислушайтесь к словам восточной мудрости и постарайтесь быть мудрыми. Существует правило: лучше лишний раз погладить по головке ребёнка, чем наказать. Погладить – не значит побаловать, выполнить или поощрить его каприз. Это значит, показать ему, что его любят и уж если не понимают, то стараются понять. Это значит, что в какой-то степени попросить прощение за то, что в суете современной жизни, за взрослыми заботами о хлебе насущном, в погоне за материальными благами,  мы забываем уделить ребёнку так необходимое ему внимание, обделяем его своим общением, не вникаем в его детские, но такие важные для него  сомнения и тревоги. У ребёнка своя жизнь, свои заботы, страдания и переживания. И они для него не менее значимы, чем наши для нас – взрослых. Поэтому в его мире больше страхов, неуверенности, сомнений, которые мы должны понять и сопереживать вместе с ним. Только в этом случае мы станем друзьями, и это не так трудно понять. Просто надо относиться к ребёнку серьёзно. Поверьте, он этого заслуживает.

     Как видите, проблема помощи ребёнку при трудностях  обучения не проста, но главное – знать, как их решить и вселить в ребёнка уверенность, что все трудности преодолимы. Необходимы только желание, доброта и терпение окружающих взрослых, их совместные усилия.

Учитель-логопед МБУ Центр «Леда» Завалейкова Е.С.

Регистратура

Оставьте онлайн-заявку на посещение
центра

Записаться

Вконтакте

Подпишитесь на новости и общайтесь друг с другом

Вступить в группу

Интерактив

Оцените качество работы Центра, заполнив анкету

Приступить