Версия для слабовидящих Обычная версия сайта

О развитии речи самых маленьких

Руснак А.А., учитель-логопед МБУ Центр "Леда"

Ранний возраст является важным периодом в развитии всех психических процессов (памяти, воображения, мышления), особенно речи. Своевременное и правильное развитие речи является основой умственного развития ребенка. Согласно результатам исследований, к концу 2-го года жизни речь становится основным средством общения ребенка с взрослым, что открывает большие возможности для возникновения совершенно новых форм общения.

В то же время, многие факторы могут негативно сказываться на раннем речевом развитии. С одной стороны, всеобщая компьютеризация, множество интерактивных, звуковых игрушек вокруг одного маленького ребенка, а с другой, постоянно ускоряющийся темп жизни и нехватка времени для полноценного общения ребенка и взрослого.

Именно поэтому все больше родителей обращаются за консультацией к логопеду по вопросам раннего речевого развития ребенка.

Речь ребенка необходимо развивать "с пеленок". От времени начала активной речи зависит и её качество. Но именно в раннем детстве, когда ребенок еще не посещает дошкольное учреждение, у родителей есть возможность самостоятельно заняться развитием речи «неговорящего» или «непонятно говорящего» малыша.

В данной статье сделан обзор пособий, предназначенных для самостоятельной работы родителей с ребенком. Данные материалы представлены в электронном виде. Предложенные программы просты в своем содержании и имеют четкие и понятные инструкции.

1. Датешидзе Т.А. «Альбом по звукопроизношению».

В книге изложена система работы с детьми в возрасте двух-трех лет, имеющих задержку  речевого развития с использованием всех видов деятельности, доступных детям данного возраста.Ею могут воспользоваться мамы, желающие помочь своему ребенку в общем речевом развитии. В пособии представлен картинный материал для отработки четкости произношения звуков речи в той последовательности, в которой они обычно и формируются в речи ребенка: гласные звуки (А,О,У,И), сочетание двух гласных звуков ( УА,АУ,ИО), сочетание согласного и гласного звука ( НА, НУ, ПИ), простые слова и фразы (Папа, дай!).

Материал представлен в черно-белом варианте. Ребенок при желании может раскрасить картинки.

2. Долганюк Е.В. «Картотека работы с алаликами».

Данная картотека оформлена цветными интересными картинками, что может больше понравиться некоторым ребятам и сильнее привлечь их внимание.

В процессе систематических игр дети становятся более активными и заинтересованными в речевом подражании. В пособиивыделены разделы : подражание гласным звукам ( А,У,АУ,УА), игры с голосом( изменение голоса по силе и тону), звукоподражания ( МЯУ,ГАВ,ПИФ-ПАФ), развитие общей моторики, зрительного внимания и т.п,, составление простых фраз (Катя, иди, Таня несет сумку), работа над согласными звуками, доступными для ребенка, называние слов, разных по своей структуре ( кот, вода, бананы, банка и т.п), игры на развитие дыхания ( что очень важно для развития речи), развитие понимания речи ( где мальчик умывается, а где мальчика умывают; где конь на мальчике, а где мальчик на коне и т.п), развитие умения согласовывать слова во фразе. Это пособие очень нравится ребятам. Особенно эффективно оно работает, когда занятия по нему систематизированы (например, перед сном, перед обедом или после прогулки), и ребенок имеет постоянный доступ к картинкам (можно вывешивать их по квартире на уровне глаз, периодически меняя).

У мальчика болит зуб:                       

            -    Ох! Ох! Ох!                                     

 

 

 

 

3. Дедюхина Г.В. «Альбом звукоподражаний и слов».

Практический материал посвящен речевому развитию детей 1,5-3 лет. Чтобы ребенок заговорил, ему необходима помощь взрослого. Представленный материал поможет создать речевую среду, накопить словарный запас. Появление активной речи ребенка (именно то, чего ожидают близкие) достигается путем развития у ребенка речевого подражания, использования ритма и т. д.
Материал в альбоме изложен кратко, в  удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занимательных игр.

В книгу можно вклеить  личные фотографии, что повысит заинтересованность ребенка в занятиях. Несомненный плюс пособия в том, что, занимаясь по нему, ребенок активно действует с игрушками или играет пальчиками, что гораздо интереснее, чем просто смотреть картинки.

4. Башинская Т.В., Пятница Т.В. «Как превратить неговорящего ребёнка в Болтуна».

Это пособие больше предназначено для прочтения родителями, чтобы понять, в чем причины задержки речи и какими способами речь ребенка можно и нужно грамотно развивать.

5. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. «Альбом по развитию речи самых маленьких».

 Альбом представляет собой комплексную систему занятий по развитию речи. На начальном этапе вы сможете определить, насколько точно ребенок понимает обращенную к нему речь. Пальчиковые игры, артикуляционная и дыхательная гимнастики помогут развить навыки, без которых невозможен процесс формирования речи. Игры и упражнения позволят малышу шаг за шагом научиться произносить звуки и слова, говорить короткими предложениями и  развернутой фразой. Последовательно выполняя задания из приложения, малыш познакомится с основными цветами и сможет различать их.

6. Черенкова М.А. «Играя, учимся говорить. Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 4-6 лет».

Данное пособие можно использовать и раньше указанного возраста. Полезно оно будет для тех ребят, которые уже говорят, но недостаточно четко ( пропускают звуки и слоги, переставляют их и повторяют : ахына (машина), памана (помада), ида (вода)).  Сначала, повторяя четко слова за взрослым, а потом проговаривая самостоятельно, ребенок постепенно начнет правильно произносить их в самостоятельной речи. Хороша книга и для родителей: знакомство с ней помогает понять, какие слова можно просить ребенка произносить четко, а какие для него еще слишком сложные. В пособии представлены простые игры, в которые с ребенком можно играть по дороге домой или на детской площадке.

Все перечисленные пособия могут помочь родителям создать благоприятную среду для речевого развития ребенка дома в процессе систематических игр.

 

 

 

Регистратура

Оставьте онлайн-заявку на посещение
центра

Записаться

Вконтакте

Подпишитесь на новости и общайтесь друг с другом

Вступить в группу

Интерактив

Оцените качество работы Центра, заполнив анкету

Приступить

На нашем сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы остаётесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.